Как фотографировать пейзаж.

Съемка пейзажа, одна из интересных областей фото искусства.

Тункинская долина. ISO 100, диафрагма f16, выдержка 1/125 с, ЭФР 33 мм.

Данная статья не претендует на советы для профессионалов, а является скорее кратким руководством  для начинающих фотографов, так как тема настолько обширна, что раскрыть ее хотя бы немного, понадобится не одна статья. Пейзаж объединяет в себе такие темы как фотографирование дикой природы не тронутой человеком, окружающей природы, пейзажи включающие техногенное воздействие человека  и его последствия на природу и ландшафт, включая негативные последствия, съемка архитектуры городов,  съемка ночного неба, рассветы и закаты и так далее. Многие из этих тем переросли в отдельные направления фотографии.

NY. USA. ISO 250, диафрагма f8, выдержка 0.6 с, ЭФР 24 мм

Существует огромное множество техник и приемов в пейзажной фотографии, но есть несколько основных базовых принципов, на которые стоит опираться начинающему фотографу. Существует много основных правил, по которым строится пейзажная фотография, а так же есть много тонкостей и исключений из правил которыми пользуются профессионалы. Но вот чего точно не стоит делать начинающему фотографу, так это выдавать заваленную линию горизонта, отсутствие фокуса на объекте и пересвеченные кадры за креативность и творческую мысль. В начале, стоит придерживаться общих правил и канонов пейзажной фотографии. Как говориться, что бы правильно нарушать правила, стоит их сначала изучить.

Angara River in Irkutsk. Irkutsk oblast. Russian ISO 100, диафрагма f9, выдержка 1/80 с, ЭФР 105 мм

Так же очень важно и полезно, начинающему фотографу изучить и понимать такие темы как, правила построения композиции и понимать правила работы со светом, имею ввиду не только искусственное освещение в фотостудии и освещение от фонарных столбов на улице, а прежде всего свет, излучаемый нашим солнышком, его природу и его законы распространения в окружающем мире.

Остатки фермы. ISO 100, диафрагма f11, выдержка 1/50 с, ЭФР 27 мм
Тункинские Гольцы, Восточные Саяны. ISO 1000, диафрагма f10, выдержка 1/125 с, ЭФР 31 мм.

Перед сьемкой пейзажа, задумайтесь на минуту, посмотрите на то, что вы хотите сфотографировать, что вы хотите получить в итоге. В классическом пейзаже есть передний план, средний план и задний и все объекты, принадлежащие этим планам должны попасть в зону резкости. От сюда возникает необходимость прикрыть диафрагму. Нет крайней необходимости зажимать дырку до f22. Современные фотоаппараты в связке с современными объективами, дают хорошую глубину резкости начиная с f7,1 – f9, особенно это касается широкоугольным объективам. Как вариант можно ставить диафрагму до f11, край до f16.  Необходимо помнить, что крайние параметры в объективе, будь то фокусное расстояние или диафрагма, всегда показывают более худшее качество. В крайних точках диапазона всегда больше оптические искажения, хуже качество и резкость. В идеале вы должны протестировать все параметры своей камеры с рабочим объективом и выяснить где оптимальные границы по качеству. Те же фокусы, можно проделать подбирая оптимальную диафрагму на разных фокусных расстояниях и почувствовать как меняется глубина резкости. Так же сейчас существует большое множество калькуляторов и симуляторов ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), что очень поможет понять Вам эту тему на начальном этапе.

Альпийские луга. ISO 100, диафрагма f10, выдержка 1/200 с, ЭФР 27 мм
Перевал Шумакский. ISO 100, диафрагма f8, выдержка 1/500 с, ЭФР 27 мм

Конечно, есть творческие приемы, где выхватывается главный объект на первом плане, а задний план уводится в зону не резкости-размывается. Например, это может быть цветочек в горах. Можно оставить резким средний план, но в начале пути к пейзажной фотографии стоит начать с классики. После того как Вы начнете чувствовать фотоаппарат, природу и свои силы, сможете экспериментировать, нарушая правила.

Горные цветы. ISO 100, диафрагма f14, выдержка 1/160 с, ЭФР 52 мм

При кадрировании кадра, всегда контролируйте горизонт, во первых, он не должен быть завален, во вторых он не должен проходить ровно по середине. В этом случае лучше пользоваться правилом третей.

Восточные Саяны. ISO 100, диафрагма f10, выдержка 1/125 с, ЭФР 27 мм.

Касательно освещения. Нужно стараться избегать фотографировать в полуденное время в яркие солнечные дни. Свет жесткий, тени будут резкими, часть объектов либо их часть будет пересвечена. Все это не касается съемок в пасмурную погоду, в этом случае наоборот свет от солнца будет рассеиваться облаками, если конечно это не предгрозовой фронт с черными трагичными облаками. Да и то можно сделать пару стоящих кадров!

Оптимальное время съемки пейзажей это утренние и вечерние часы. Свет от солнца мягкий и рассеянный и имеет теплые тона, можно ловить красивую текстуру ландшафта или красиво прорисованные горы.

При фотографировании в вечерние и утренние часы, часто возникают проблемы из за слишком большого динамического диапазона. Так если вы фотографируете вечернее море, то часть берега и моря будет получаться не доэкспонированным а верхняя часть неба будет уходить в пересвет. В таких случаях рекомендуется использовать нейтрально серые градиентные фильтры. Они помогают сравнять степень освещенности более светлого неба с более темной нижней частью кадра.

Ледяной водопад. ISO 100, диафрагма f10, выдержка 1/25 с, ЭФР 27 мм.

Другим хорошим временем, для сьемок пейзажа как природного так и городского, является режимное время. Режимное время, это время в течении которого небо имеет приятный синеватый оттенок, не черный цвет, а переотраженный от небосвода рассеянный свет, уже, либо еще создает достаточное освещение для получения кадра, а уличное освещение по своей силе и оттенку удачно гармонирует с небесным оттенком. Время это коротко и длится около 30-40 минут. Утреннее режимное время обычно немного длиннее вечернего.

Байкал. ISO 100, диафрагма f13, выдержка 10 с, ЭФР 157 мм

Учитывая, что время скоротечно, стоит заранее выбрать место для съемки и иметь в запасе время для настройки камеры и установки ее на штатив.

Конечно, при такой съемке необходимо использовать штатив. ISO, как правило, необходимо ставить равным 100, либо выбирать другое минимальное для вашей камеры.

Снимать фотографии однозначно стоит в формате RAW, это позволит потом корректировать исходный кадр без потери качества.

Закат. ISO 100, диафрагма f8, выдержка 1/80 с, ЭФР 27 мм.

Это малая малость, с чего можно начать снимать красивые пейзажи. Конечно, есть много ужасных слов, которые необходимо знать начинающему фотографу, это градиентные и поляризационные  фильтры, это и брекетинг фотографий, причем как по экспозиции так и по точки фокусировки, это и использование программных продуктов таких как фотошоп и еже с ними. В любом случае хорошая фотография это не самый крутой фотоаппарат и объектив, а это знания, умноженные на старание и практику.

Удачи Вам в делах и много удачных кадров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *